logotype

Самообладание и самоконтроль

Следует сказать также, что эмоции отличаются от познавательных процессов (представления, воображения, мышления) непосредственным характером своего возникновения. Они возникают под воздействием внешних или внутренних раздражений непреднамеренно, как акт первичного переживания. В этом отношении эмоции сходны с ощущениями и восприятиями. Однако это качественно различные процессы. С другой стороны, если ощущения и восприятия прекращаются вместе с прекращением непосредственного воздействия внешнего объекта, то эмоции, напротив, характеризуются большой инерцией процесса последействия. Да и возникают они (особенно сложные чувства) не всегда сразу в ответ на определенные воздействия.

Так, спортсмен, добившийся хорошего результата на соревновании, может испытывать ликующую радость победы не сразу после финиша, а спустя некоторое время, и затем переживать длительное время, даже если уже готовится к новым соревнованиям.

Нередко бывает, что пережитое чувство прочно связывается с определенными внешними условиями и приобретает стойкий и даже навязчивый характер, неизменно возникая при аналогичных условиях (эмоциональные реакции страха после пережитой спортсменом неудачи или травмы).

Непреднамеренность возникновения эмоций, непосредственный характер переживаний, инертность и стойкость, часто навязчивость и автоматичность ряда эмоциональных реакций (страха, смущения, неуверенности), а также сложности их осознавания значительно затрудняют разработку приемов сознательного овладения своими эмоциями, развитие самообладания.

Означает ли это, что эмоции вообще недоступны для сознательного регулирования? Изучение и обобщение опыта лучших спортсменов показывает, что это не так.

Яндекс.Метрика