logotype

Приемы борьбы с неблагоприятным влиянием страха

Это объясняется тем, что все внимание, все силы спортсмена направляются непосредственно на решение ближайших задач. Целенаправленность действий в конкретных ситуациях, динамика спортивного состязания, необходимость направлять все усилия на выполнение действий вытесняют все другие переживания. Активные эмоции соперничества, насыщенность волевых действий усилиями преодоления трудностей не оставляют возможности думать о том, что может случиться через какое-то время. Таким образом, если даже ожидание и бездействие бывают вынужденными, то этот промежуток времени должен быть целесообразно заполнен какой-то деятельностью, которая помогла бы сохранить спортсмену эмоциональную устойчивость.

Приемы мобилизации волевых усилий. Большую роль в преодолении страха играет овладение определенными приемами, способствующими мобилизации сил спортсмена. Заставляя себя преодолевать какие-либо трудности, спортсмен научается применять соответствующие приемы, которые определяются в основном характером самих трудностей.

Так, полезным приемом, способствующим мобилизации сил, является условный сигнал к началу решающего действия. Это могут быть словесные сигналы в виде команды, приказа, указания или условного счета. Могут применяться также условные движения, например поднятая рука спортсмена перед выполнением прыжка на лыжах с трамплина или в воду с пышки. Возможны и другие сигналы: поднятый флажок, свисток и т. п.

Прочное закрепление условнорефлекторных связей между определенным сигналом и началом ответного действия дает возможность быстро и легко организовать это действие, подавить мешающие защитные реакции, снять торможение робости, неуверенности, страха.

Например, новичок разучил прыжок в воду с малой высоты по команде или по счету. При переходе на большую высоту, когда вновь переживается страх, неуверенность, тот же условный сигнал помогает более легко начать исполнение прыжка. В практике обучения прыжкам с парашютом новичков приучают раскрывать парашют под определенный счет: 21, 22, 23. Это делается потому, что многие начинающие спортсмены, поддавшись эмоции страха, делают торопливые, преждевременные движения и не сохраняют необходимой паузы от момента прыжка до раскрытия парашюта. Слова «один, два, три» они произносят слишком быстро, поэтому их обучают считать двузначными числами.

Яндекс.Метрика