logotype

Приемы борьбы с неблагоприятным влиянием страха

В различных видах упражнений могут быть предусмотрены разные, наиболее удобные в данной обстановке условные приемы счета или сигналы. Так, при обучении прыжкам с трамплина на лыжах сам выполняющий прыжок поднимает руку (после чего непосредственно следует выполнение), и это помогает ему совершить прыжок. При выборе подобного рода сигналов во время тренировки следует иметь в виду, что они должны быть удобны для применения и в условиях соревнования.

Приемы предупреждения навязчивых ассоциаций. Если впечатления и представления связываются с эмоциями, то они часто образуют прочные ассоциативные связи, которые приобретают порой навязчивый характер. Чувство страха, возникшее на основе представления о прежней неудаче, поражении, травме, пережитой непосредственно или наблюдавшейся со стороны, может поколебать уверенность в собственных силах и помешать успешному выполнению задачи.

Навязчивые представления, идеи приобретают иногда ярко выраженную форму так называемых предвзятых отношений, а также фиксированных страхов. Они начинают овладевать человеком, подчиняют себе его волю. Поэтому необходимо остерегаться закрепления подобных ассоциаций. Если такие представления стали уже навязчивыми, то потребуется более длительная работа над собой.

В педагогическом процессе возможные неудачи, связанные с разучиванием упражнений, должны быть использованы для воспитания воли, решительности, смелости и настойчивости занимающихся. Как же быть в тех случаях, когда неудачи оставляют следы в виде страха, боязни и скованности?

Одним спортсменам после неудачи можно рекомендовать выполнять то, что не удалось, сразу же, без всяких облегчений. Другим —посоветовать систематически работать над собой и воспитывать волевые качества. Если после небольшой неудачи, травмы и шока спортсмен поставит перед собой слишком трудную задачу, то возможна новая неудача, которая ослабит уверенность в своих силах. Эту уверенность можно вернуть новой удачей, но для этого надо поставить перед собой посильную или несколько облегченную задачу и затем перейти к выполнению более сложной.

Длительно остающееся в сознании спортсмена впечатление неудачи угнетающе действует на его психическое состояние, усугубляет неуверенность в себе. Поэтому спортсмены должны стремиться заканчивать тренировочный лень удачным выполнением прыжка, упражнения, приема и пр. Такой путь укрепления чувства уверенности и избавления от реакций страха доступен каждому.

Яндекс.Метрика