logotype

Приемы борьбы с неблагоприятным влиянием страха

Можно сознательно регулировать свои эмоциональные состояния и отношения, если при этом будут правильно учитываться особенности сложного процесса условнорефлекторного возникновения как положительных, так и отрицательных эмоций.

Своевременное предупреждение неудач. Преподаватель, тренер, спортсмен не должны оставлять без внимания случаи возникновения реакций страха, боязни, робости после неудач. Необходимо помогать обучающемуся правильно разобраться в происшедшей неудаче, объяснить, какая ошибка была допущена. Важно, чтобы спортсмен хорошо понял причинную связь между неудачей и ошибкой. Задача тренера заключается прежде всего в том, чтобы помочь ученику дифференцировать условия, вызвавшие неудачу, добиться критического к ней отношения, научиться пользоваться правильными приемами, которые помогут избежать срывов.

Очень важно сделать это своевременно (по возможности непосредственно после неудачи), потому что воспоминание и воспроизведение в памяти происшедшего (в том виде, как это отразилось в сознании) будут закреплять возникшее неблагоприятное эмоциональное отношение к данному упражнению, движению.

Если же недифференцированные эмоциональные реакции и отношения к упражнению уже закрепились и непроизвольно повторно (даже навязчиво) возникают, то спортсмена следует поставить в такие условия, которые будут способствовать ослаблению уже возникших условнорефлекторных связей, а затем и образованию нового, положительного, отношения к данному упражнению.

Этому служит, как известно, активная помощь и страховка со стороны преподавателя. Ученик должен на практике испытать надежность страховки и помощи преподавателя и убедиться в том, что он может выполнить поставленную перед ним задачу. Несколько попыток и условиях надежной страховки — и хороший результат закрепит положительное отношение к упражнению.

При одних и тех же действиях трудности могут заключаться для разных людей в различных моментах этих действий. В связи с этим приемы, закрепляющие уверенность, позволяющие побороть страх и развивающие волевые усилия, должны применяться с учетом индивидуальных особенностей людей.

Чтобы заставить обучающихся побороть свою робость при прыжке в воду, тренер применяет различные приемы: одних учит постепенно осваиваться с высотой, других — предварительно нырять, третьих — овладевать техническими приемами, позволяющими избежать неприятных ощущений.

Яндекс.Метрика