logotype

Критика агрессии в спорте

По мнению представителей неофрейдизма, социальное окружение неизбежно порождает тревожность, невротичность, агрессивность как следствие антагонизма личности и общества, неспособности человека быстро приспосабливаться к изменчивым условиям среды, разрыва между реальными и потенциальными возможностями личности.

Отсюда и преобладание невротических черт страха и агрессивности. Неосознаваемые мотивы социального антагонизма и «естественное» проявление агрессии якобы изначально присущи любому человеческому обществу, человеческим взаимоотношениям. Насилие, агрессия рассматриваются многими буржазными идеологами как генетически запрограммированные формы активного поведения человека, который бессилен изменить свою природу. По словам 3. Фрейда «склонность к агрессивному поведению является неистребимым инстинктом человеческой природы»

Как известно, тезис об «инстинктивной агрессивности» 3. Фрейд применял не толко для объяснения индивидуального проявления активности личности, но и распространял его действие на общественную жизнь. По утверждению буржуазных теоретиков, общество по самой своей сущности враждебно личности, так как его главная функция — подавлять инстинкты, внутренние влечения человека. Отсюда и ложное утверждение о том, что всякой личности якобы присущи антисоциальные тенденции: возмущение, неудовлетворенность, протест, фрустрация.

В последние годы в буржуазной прессе появилось немало статей, в которых утверждается, что агрессия является неотъемлемой чертой спорта, что спорт связан с «невротичностью личности спортсмена», помогает изживать «чувство неполноценности» личности, что в спортивной борьбе спортсмен всегда остается одиноким, оторванным от всех, один противостоит противнику, завоевывая победу. Высокое напряжение спортивного соревнования якобы также становится источником невротичности личности, тревожности и страхов в условиях постоянных стрессов.

Вместе с тем в буржуазной социологии и психологии спорт рассматривается как деятельность, разрешающая «тайные мучения личности» при ее неудовлетворенности повседневной жизнью. Спорт, по мнению буржуазных социологов (Ж-Маньян, Г. Риссе), является одним из средств компенсации неполноценности человека, самоутверждения и исцеления от социальных противоречий в классовом обществе.

Реакционная сущность идеалистических теорий, проникающих в психологию и практику спорта, заключается в том, что рассмотрение агрессивных действий и эмоций как обязательного, биологически врожденного свойства человека и животных приводит к оправданию и объяснению естественными причинами социальных конфликтов, классового антагонизма. Такая теория и практика, в сущности, отражают идеологию капиталистического общества, которая пронизывает все области буржуазной культуры, в том числе и область физической культуры и спорта, а также психологию спорта.

Яндекс.Метрика

Развитие психологических знаний в античной философии